Что делать при аутизму у ребенка?

Содержание

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Что делать при аутизму у ребенка?

Ниже мы предлагаем вам минимально необходимую первоначальную информацию о расстройствах аутистического спектра (РАС), чтобы вы смогли сориентироваться в своих подозрениях и поняли, что делать дальше.

Мы ответим на самые первые актуальные вопросы, которые задают себе родители, одолеваемые неприятными мыслями о странностях ребёнка.

Что такое аутизм согласно современным знаниям медицины?

Это неизлечимое патологическое состояние всей нервной системы человека, которое отчётливо сказывается на нарушении развития навыков в трёх сферах жизни – коммуникации, поведении и взаимодействии с другими, где так важен эмоциональный интеллект. В данном случае под «эмоциональном интеллектом» следует объединить весь пласт способностей – от воображения до эмпатии.

Аутизм напрямую затрагивает головной мозг – центр нервной системы человека — и проявляет себя в многоликом наборе симптомов.

Почему поставить диагноз РАС достаточно сложно?

Главное, что следует понять сразу: аутизм – это спектр расстройств (РАС). Слово «спектр» означает, что симптомы расстройства, хоть и затрагивают три сферы личности, но проявляются по-разному в каждом отдельном случае.

Например, у одного ребёнка на первый план выйдут нарушения в поведении на фоне отсутствия речи. А у другого будет вполне развитая речь, но много затруднений в общении с окружающими или отсутствие интереса к ровесникам и взрослым. В то время, как у третьего разовьётся близкая к норме способность к речевой коммуникации, но будут явные поведенческие странности и сложности в общении с людьми.

Перспективы детей с РАС также различны. Некоторые взрослые с аутизмом могут вести независимую жизнь, а другие будут нуждаться в сопровождении и опекунстве пожизненно.

Важно и то, что внутри примерно одинакового уровня аутистических проблем сам набор симптомов может также варьироваться. Один ребёнок дополнительно к триаде страдает устойчивой бессонницей.

  Второй зациклен на единственном интересе, крайне чувствителен к звукам и отличается склонностью к диарее. А третий отказывается от многих видов еды, гиперчувствителен к яркому свету и страдает от констипации.

При аутизме возможны самые разнообразные симптомы — в неодинаковых сочетаниях.

Вот почему так сложно вовремя поставить диагноз РАС и приступить к лечению и педагогической коррекции. Особенно сложно вовремя отдифференцировать аутизм в дошкольном возрасте, когда многие признаки легко посчитать всего лишь задержкой развития – речевого и психического.

Почему так важно заподозрить диагноз РАС как можно раньше?

Потому что лечение и комплексная педагогическая коррекция, начатые в раннем детстве, дают значительные шансы на снижение патологических проявлений и максимальное внедрение человека в общество.

Разные специалисты говорят о разных сроках, однако большинство из них сходятся во мнении, что начало реабилитации хотя бы около 2-х летнего возраста эффективнее аналогичных мероприятий с 3-х или 4-х лет (при прочих равных условиях). Это особенно отчётливо заметно при выраженных нарушениях речи при аутизме.

Я понимаю, что мой ребёнок странный (или он мало говорит, или он несносен в поведении и т.п.). но я не знаю, аутизм ли это?

Наиболее верное мировоззрение для всех современных родителей – это повышенная настороженность к отклонениям в психическом и речевом развитии ребёнка на КАЖДОМ месяце жизни – вплоть до 3-х лет.

Почему же надо идти на поводу у столь щепетильной тревожности? —  спросите вы. Как минимум по четырём причинам:

  1. Высокая распространённость аутизма в мире, в том числе на постсоветских пространствах
  2. Неизлечимость патологии на текущем уровне знаний медицинской науки
  3. Возможная тяжесть заболевания и будущая инвалидность ребёнка
  4. Повышенные шансы на успешную реабилитацию при раннем вмешательстве с комплексом лечебных и педагогических мероприятий

Так что же мне делать, если я подозреваю аутизм у своего ребёнка?

Читая эти строки, постарайтесь успокоиться.

Возьмите ручку и бумагу и отметьте те пункты из предложенной таблицы , которые справедливы для вашего ребёнка. Данная таблица позволяет осуществить предварительную оценку развития ребёнка от 6 месяцев до 3 лет.

Что делать, если вы отметили один или несколько признаков у ребёнка в любой из областей, описанных в таблице?

ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧАМ КАК МОЖНО СКОРЕЕ (!)

Здесь важно понять, с какого уровня специалистов начинается приемлемый уровень компетенции.

Даже если ваш педиатр или семейный врач уже лечил вашего ребёнка успешно, он относится к звену первоначальной помощи, глубоко знает не так уж много болезней и зачастую выполняет роль всего лишь диспетчера в случае тонких неврологических отклонений, решая вопрос «к кому отправить дальше, сужая специальность». Обращаясь к нему по вопросам неврологии, вы становитесь заложником его знания или незнания о разных степенях и проявлениях аутизма.

Вот частые отговорки плохо осведомлённых педиатров на те признаки в развитии ребёнка, которые могут быть симптомами РАС.  Такие поверхностные суждения могут украсть у вас драгоценное время на пути к правильному диагнозу.

Если вы узнали своего педиатра или себя в этих отмашках, то взвесьте трезво — как давно вы отбросили волнение на задворки сознания, и что изменилось или нет в странностях ребёнка за прошедший период. Если изменений нет – срочно к компетентному врачу!

Начинайте с невролога (невропатолога).

Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения – в пассивном ожидании встречных откровений от врача.

Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы (из таблицы выше) и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка.

В такой же манере можно пройти консультацию у опытного детского психолога.

Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен. Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах.

Не бойтесь психиатра!

Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача к вашим услугам:

  • Отзывы в интернет — на форумах и блогах
  • Вопросы к родителям в тематических группах в соцсетях
  • Вопросы к врачам, которых знаете
  • Регалии и должности имеющихся в доступе психиатров (заведующий отделением, сотрудник кафедры медицинского университета и т.п.).

Заранее поймите, что при весомом подозрении на РАС хороший невропатолог сам должен направить вас на консультацию к психиатру.

Узнав еще до очной встречи о подозрениях родителей, невропатологи и психиатры зачастую просят подготовиться к первой консультации. Тогда анамнез вашего ребенка (т.е. историю его жизни и болезни) специалист сможет прочитать с листа или получить на электронную почту перед приемом.

Что делать, если вы услышали диагноз РАС или нечто похожее?

Итак, вы побывали у врача и услышали «расстройство аутистического спектра». Или любую другую формулировку, где звучат слова «аутичный» или «аутистический».

Отнеситесь к этому КРАЙНЕ СЕРЬЁЗНО. И никогда не расслабляйтесь от того, как вам подали эту информацию, насколько спокойным был доктор.

Даже если звучат слова «предварительный диагноз», «возможно», «пока неясно, будем наблюдать» — НЕ РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ!Идите дальше по пути быстрого обследования, повторного приёма и даже перепроверки у ещё одного специалиста.

Дело в том, что диагностика аутизма несовершенна по многим причинам. Среди них и неготовность врачей брать на себя ответственность в раннем возрасте ребёнка, и невозможность поставить диагноз по стандартам до определённого возраста, и низкий уровень квалификации («я вижу странности, но я не уверен» = пишу «аутичные черты»).

Оставим погрешности медиков на их совести, а недостатки системы – на совести законодателей. Для родителей самым важным должно стать то, что ключевые опасные слова озвучены и у врача (!). Теперь это не только ваши туманные опасения. И это значит, что именно вам следует взять под контроль все возможные сценарии развития.

О том, какие шаги следует включать в алгоритм поведения, если ребёнку диагностирован аутизм, читайте здесь. 

Екатерина Гедражко

Источник: http://www.corhelp.ru/esli-vy-podozrevaete-u-rebenka-autizm/

Аутизм у детей

Что делать при аутизму у ребенка?

Владимир Мананников

Последнее время о проблемах аутизма у детей говорят довольно много. Привлекая внимание к особенным малышам, и убеждая общество в их относительной «нормальности», люди пытаются дать им шанс жить как все.
Аутизм у ребенка – еще не приговор, хотя многие считают именно так. Часто семьям, в которых растет особенный мальчик или девочка, предлагают оформление инвалидности и интернаты.

«Отдайте своего ребенка квалифицированным специалистам и не мучайтесь» – примерно такой совет дают равнодушные врачи.

Однако они забывают сказать, что дети-аутисты могут быть очень талантливыми, даже гениальными в некоторых областях и, в целом, способными на большее, чем от них ожидают.

Что такое аутизм

Это расстройство, нарушение развития психики, которое обычно выражается в абстрагировании от других людей, нежелании и неумении налаживать контакты, отчуждении.

Фактически, социальное взаимодействие отсутствует – дети с аутизмом не спешат заводить друзей и обниматься с родными, не смотрят в глаза и часто даже не слышат, когда к ним обращаются.

Дополнительные симптомы – неразвитая речь (шаблонная, «попугайная», «механичная», эхо-образная, монотонная или заторможенная), преобладание периферического зрения (не смотрят в одну точку долго), недоразвитость социальных навыков, нарушение воображения и узкость интересов.

Различные фобии лишь подливают масла в огонь. Аутисты боятся всего нового, и при  переезде или выходе в незнакомое место  могут устроить серьезную истерику.

Они могут прийти в панику из-за новой одежды с непривычными воротниками и так далее. Дети боятся до ужаса шума (пылесоса, миксера, стиральной машинки), темноты или яркого света, еще более замыкаясь в себе при получении негативных эмоций.

Как распознать ранний аутизм у ребенка

Нет какого-то анализа, который показал бы, страдает тот или иной малыш аутизмом или нет. Да и симптомы появляются чаще всего неравномерно и выглядят неоднозначно.

Ведь речь у крох формируется по-разному, и нельзя каждому трехлетке, медлящему с высказываниями, ставить страшный диагноз.

Именно по этим причинам об аутизме своего чада родители узнают внезапно, и долгое время отказываются верить: ведь карапуз казался нормальным и даже одаренным!

Раннее проявление психического нарушения – избегание контакта. Ребенок, страдающий аутизмом, неохотно идет на ручки (тогда как другие на них постоянно просятся), шарахается от материнской ласки, отводит глаза, смотрит вбок.

Часто врачи подозревают у него нарушения слуха, потому как зови – не зови ребенка, он не отзывается. Со слухом-то все в порядке, но грядут проблемы посерьезнее.

Окружающий мир им видится необъяснимым хаосом, в котором невозможно разобраться. Отсюда – возрастающая тревожность и желание закрыться от непонятного и пугающего.

Аутисты не понимают ни мимику, ни жесты, ни интонации, ни шутки, поэтому контакт с другими индивидами для них – попытка наладить отношения с инопланетянами.

Что делать, если ребенок – аутист?

Основная беда родителей особенных малышей – их трудная, почти невозможная обучаемость. Дети могут вообще ничем не интересоваться, кроме узких направлений, которым отдаются с маниакальным энтузиазмом.

Важно понять, что дети с аутизмом – не все поголовно умственно отсталые (хотя есть, к сожалению, и такие), многие из них  обладают средним или даже высоким интеллектом. Однако проявить способности удается не всем и не сразу.

Некоторые из них становятся гениями в конкретной области (живописи, музыке, конструировании, математике), но при этом не могут освоить элементарные навыки самообеспечения и социального общения.

Еще одна проблема родителей – отсутствие радости отцовства и материнства, традиционной для обычных семей.

Ребенок не радуется появлению знакомого лица на горизонте, не бежит обниматься с криком «Папочка!», и вообще выглядит равнодушным к окружающим.

Но это равнодушие, как правило, вынужденное и видимое: малыш просто не может держать контакт глаз дольше нескольких секунд, а его фобии заставляют его отгораживаться от всего мира.

Третья трудность при попытках вписать такого ребенка в общество – его видимое здоровье. Он действительно кажется нормальным.

Поэтому, стоит ему проявить свои слабости, как люди начинают считать его грубияном, истериком, бесчувственным эгоистом и так далее.

Можно ли вылечить аутизм у ребенка?

К сожалению, данное заболевание является пожизненным, проблемы с коммуникацией и восприятием реальности остаются с пациентами навсегда.

Им приходится ежедневно осваивать социальные нормы и правила, учиться тому, что ко многим приходит естественным путем, и спасаться в привычной рутине.

Но это не значит, что человеку с аутизмом заказан вход в мир обычных людей. Ведь это заболевание очень распространенное (в Англии им страдает каждый сотый, то есть около 500 тысяч!).

При видимой идентичности, оно на каждом конкретном ребенке отражается по-разному.

Некоторые дети вырастают во вполне самостоятельных личностей и могут вести относительно безбедную жизнь. Другим такое не под силу – им до пенсии рядом нужны будут специалисты и помощники.

Есть методики социальной коррекции, адаптации и психотерапии, которые могут помочь аутисту войти в современное общество, но главной всегда будет родительская поддержка.

Источник: https://dobro.pw/autizm-u-detej/

Признаки аутизма у детей и методы его лечения

Что делать при аутизму у ребенка?

Множество серьёзных заболеваний способны поразить организм взрослого человека, но ни одно из них так его не напугает, как болезнь собственного ребенка. Аутизм у детей – диагноз, которого страшится любой родитель. Интересный факт – некоторые склоняются к мнению, что это вовсе не заболевание, а просто отличия личности. Стоит изучить особенности детей с аутизмом, чтобы решить, так ли это.

Официально аутизм считается психическим расстройством, при котором у ребенка возникают проблемы с социальным взаимодействием. При этом иногда развитие детей с аутизмом происходит с нарушениями, которые также оказывают воздействие на то, как ребенок воспринимает окружающий мир.

Нередко для детей, страдающих аутизмом, главной проблемой становятся их собственные родители. В страхе перед заболеванием отцы и матери ещё больше ограждают малыша от внешнего мира вместо того, чтобы помочь ему разобраться во всем. Хотя в русскоговорящих странах ситуация с диагностикой аутизма достаточно слабая, при своевременном обращении есть шанс подарить ребенку обычную жизнь.

Многие склонны считать, что аутизм не болезнь, а отличия личности

Почему появляется аутизм?

Аутизм может начать проявляться достаточно рано, но заметить это очень трудно. Это связано с тем, что зачастую патология имеет лишь психические симптомы, а физически ребенок выглядит здоровым, даже беременность, как правило, проходит без каких-либо осложнений.

При дальнейшем обследовании мозга малыша не наблюдается каких-то видимых отклонений. С точки зрения внешних данных, некоторые говорят о том, что аутичный ребенок кажется более привлекательным. Лишь изредка удается выявить некоторые возможные причины аутизма у детей. Среди них:

  • Перенесенная матерью краснуха во время вынашивания,
  • Ожирение,
  • Генетические изменения в хромосомах,
  • Туберозный склероз,
  • ДЦП.

Любое из этих заболеваний у беременной женщины в теории способно вызвать отклонения у её малыша. Однако, самая распространенная причина – это передача данной патологии по наследству. Если в семье матери кто-то был болен аутизмом, то есть вероятность, что и её ребенок будет страдать от этого заболевания.

Существует также ряд стимулов, потенциально способных навредить здоровью детей. Среди них органические поражения ЦНС, вроде энцефалита, инфекции, проблемы с гормонами, отравления ртутью и воздействие химикатов.

Аутизм у ребенка может возникнуть из-за перенесенной матерью краснухи во время вынашивания

Как проявляется болезнь?

Любому родителю очень важно знать, как проявляется аутизм. Чаще всего выявлять его очень трудно, так как симптомы воспринимаются как обычная лень, упрямство, эгоизм или нежелание слушаться. Необходимо очень внимательно исследовать поведение ребенка, если есть подозрения на отклонения.

Родители детей с аутизмом должны понимать, как их малыш воспринимает окружающий мир. Его отношение несколько отличается от обычного. Больные неспособны объединить детали в какой-то цельный образ.

Для них, например, человек – это не полноценный организм, а сцепленные вместе руки, ноги и другие части тела.

По этой же причине распознать аутизм у ребенка можно по его неспособность отличить одушевленный предмет от неодушевленного.

Обратите внимание. Нередко разнообразное внешнее воздействие, вроде яркого света или прикосновений, вызывают у малыша негативную реакцию. При этом он старается как бы закрыться от мира, уйти внутрь себя.

Симптомы аутизма у детей подразделяют на четыре главные группы, каждая из которых включает в себя целый ряд признаков.

  • Проблемы с социальным поведением,
  • Трудности с коммуникацией,
  • Стереотипное поведение,
  • Признаки, характерные для детей с ранним детским аутизмом (РДА).

Чтобы знать, как может проявиться болезнь в том или ином возрасте, необходимо изучить каждую группу симптомов.

Аутизм зачастую влияет на социальное поведение ребенка

Социальное взаимодействие

Каждый родитель должен знать, как распознать аутизм у своего малыша. Для этого должна быть проделана большая работа, включающая в себя внимание к детям и своевременное обращение к специалисту.

Как определить аутизм у ребенка:

  • Так как больной не воспринимает человека чем-то цельным (и даже живым), обычно он не смотрит ему в глаза, будто глядит сквозь собеседника.
  • Аутисты смеются не от того, от чего хотели бы взрослые. Чаще всего они не улыбаются, на попытки развеселить не реагируют, но в любой момент способны самостоятельно засмеяться от чего-то, непонятного окружающим.
  • Маленьким детям свойственно рассказывать родителям обо всем, что они видят. Кричать, что мимо проезжает машинка, тыкать в неё пальцем. Больной не будет этого делать. С помощью указательных жестов он лишь сообщит о том, что ему нужно, вроде еды и питья.
  • Страдающий от аутизма не понимает эмоций на лицах других.
  • Такие дети закрыты внутри себя, и это касается не только общения со взрослыми, родителями, но и с ровесниками.

Все особенности больного ребенка приводят к тому, что он не может играть, как остальные дети. Его воображение не позволяет ему просто катать машинку или лечить игрушечного мишку. Нередко аутист может взять в руки какую-то мелкую деталь и играть с ней очень долгое время. Разнятся и чувства, которые испытывает малыш к окружающим.

В целом, присутствие родителей обычно благотворно влияет на больного ребенка. С ними он зачастую чуть менее зациклен на каких-то своих делах, а уход родных вызывает у него беспокойство. Здесь стоит уделить внимание разнице – обычные дети рыдают и зовут мать. Больной ребенок пугается, но ничего не предпринимает.

Общение и поведение

Для детей с аутизмом характерны серьёзные проблемы с речью. Иногда заметны задержки в её развитии, а иногда малыш полностью неспособен разговаривать, разве что кроме простых слов-обозначений, вроде есть и пить. Аутисты, немного овладевшие речью, используют её не для общения, а в каких-то своих целях. Нередко они длительное время повторяют одно слово.

Обратите внимание. Больным детям свойственно говорить о себе в третьем лице. Другая распространённая ситуация – повтор ребенком заданного ему вопроса.

О проблемах с коммуникацией малыша может говорить чрезмерно громкий или тихий тон, неспособность верно выстроить интонацию. Аутисты редко реагируют на своё имя, не стремятся общаться даже с родителями, например, задавая им разнообразные вопросы. Иногда они всё же это делают, но зачастую спрашивают одно и то же, причем не совсем связанное с жизнью.

С точки зрения стереотипного поведения, можно выделить следующие моменты:

  • Зацикленность на каком-то определенном действии, вроде сортировки кубиков по цветам, прервать которую очень трудно. Это распространенный признак аутизма у детей.
  • Приверженность искусственно созданной привычной обстановке. Больные дети быстро привыкают к получившемуся распорядку дня или расположению предметов в доме. При каких-то переменах они могут закрыться в себе или даже среагировать агрессивно.
  • Ещё одно характерное проявление – длительный повтор какого-то движения. Нередко они используют это, чтобы успокоиться, избавиться от страха (хотя зачастую этот страх является их собственной навязчивой идеей). Например, малыши могут долго хлопать в ладоши или качать головой.

Нередко можно заметить признаки аутизма у детей 2 лет. Болезнь проявляет себя довольно рано, и с малых лет наблюдается отсутствие улыбки (примерно в год) или какие-то другие отклонения в поведении. Даже в первые месяцы можно заподозрить болезнь, если ребенок почти не двигается, в том числе и с точки зрения мимики.

Дети с аутизмом часто зацикливаются на каком-то определенном действии

Диагностика аутизма

Самый главный элемент диагностики – это проблемы, замеченные родителями. Обычно это происходит легче всего, если больной ребенок второй или третий. Это значит, что есть, с кем сравнить поведение малыша. В этом случае помощь детям с аутизмом может прийти довольно рано.

После обращения к специалисту, врач будет изучать как ребенка, так и его родителей. В частности, используются тесты на аутизм у детей, вроде Опросника для диагностики аутизма (ADI-R) или Опросника по аутизму у маленьких детей (CHAT). Довольно редко применяются и методы физического обследования, вроде УЗИ и ЭЭГ, но они что-то выявляют лишь при крайне серьёзных повреждениях мозга.

Признаки аутизма у детей на фото никак не выявить, так как болезнь проявляет себя с точки зрения психики. Взрослому очень важно правильно интерпретировать то, что он видит. Например, ребёнок может быть забывчивым.

Это не значит, что он ленивый или непослушный. Это говорит о том, что он не понимает окружающий мир, что он напуган.

Сопротивление переменам часто считают упрямством малыша, а на детей он просто пытается сохранить какой-то порядок в жизни.

Обратите внимание! Многие патологии выдают себя за болезнь аутизм. В их числе СДВГ, шизофрения или проблемы со слухом. Правильная диагностика очень важна.

Ранний диагноз позволяет максимально эффективно вылечить ребенка, но нельзя каждую проблему в поведении сразу списывать на аутизм. Не исключено, что малыш просто особенный, или же действительно имеет проблемы в воспитании. В любом случае, родителю важно правильно вести себя, чтобы не усугубить ситуацию, а только помочь ребенку.

Что делать при аутизме?

После постановки диагноза любого родителя будет интересовать лечение аутизма у детей. Однако, никакого лекарства от данного расстройства не существует. Исправить ситуацию помогает постоянная работа с детьми, ежедневные занятия, которые проводят и специальные центры.

Аутизм не поддается лечению, с ребенком необходимо постоянно работать специалистам

Ребенку-аутисту потребуется специальное образование, помощь психолога, логопеда и других врачей.

Однако, в целом он абсолютно жизнеспособен, просто отличается от остальных своим восприятием мира. Именно поэтому многие не считают аутизм болезнью.

«Лечить» же его нужно для того, чтобы малыш мог спокойно контактировать со сверстниками и другими людьми.

Обучение детей с аутизмом затрагивает разные аспекты, вроде навыков наблюдения и подражания, изучение социальных ролей и особенностей эмоционального контакта. Регулярное упражнение и занятия, проводимые с ранних лет, помогут ребенку стать частью социума.

Источник: http://Simptom-Lechenie.ru/priznaki-autizma-u-detej-i-metody-ego-lecheniya.html

Аутизм у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма | Здоровье детей

Что делать при аутизму у ребенка?

Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году.

Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение.

Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма:

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.

Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые три года жизни ребёнка.

Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до 2-х лет.

  Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов — коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром, называемый кататонией, проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.



Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации. У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи. Малыш не умеет говорить и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации — речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия. Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации. При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера. Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения — ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению. Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения — непереносимость музыки, прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка — первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом.

Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма.

Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма — влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции.

Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта.

Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США.

Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей.

США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса.

Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики — обучении языку, игре и привязанности.

Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии. Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения.

Работа начинается с имитирования — повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет.

Так развивается эмоциональный отклик — детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры.

Для этого используют компьютерные технологии — коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы.

Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации.

Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы.

С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение.

На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм — тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/zdorove_detey/autizm-u-detey-prichinyi-simptomyi-lechenie-i-profilaktika-autizma

Признаки ребенка аутиста — как 100% понять, что ваш ребенок аутист

Что делать при аутизму у ребенка?

/ Здоровый малыш / Признаки ребенка аутиста — как 100% понять, что ваш ребенок аутист

Многие из нас с большим интересом смотрели фильм Барри Левинсона «Человек дождя». Один из главных героев в этом фильме Раймонд – математический гений, аутист. Он живет в своем обособленном мире, производя в уме сложнейшие математические вычисления. Аутист — гений. Странно? Ничего странного в этом нет.

Имеющаяся на сегодняшний день статистика убедительно доказывает, что аутисты в десять раз чаще, чем обычные люди, проявляют уникальные способности в той или иной сфере.

Мало кто знает, что к людям с аутистическим мышлением относятся: Билл Гейтс – акционер компании Microsoft, Ван Гог – великий художник, Ким Пик – математик, доктор философии, писательница Темпл Гранден. В той или иной степени аутистами были: Альберт Эйнштейн, Дмитрий Шостакович, Николай Гумилев, Арнольд Шенберг.

Перечислять известных во всем мире аутистов можно бесконечно. Так что же такое аутизм – болезнь, психическое расстройство, генетическое заболевание, гениальность?

Термин «аутизм» впервые был озвучен в 1911 году швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером, посвятившим всю свою жизнь изучению шизофрении. В переводе с греческого «Аутос» означает «сам». Через тридцать лет психиатр Л. Каннер назвал маленьких аутистов – мудрецами, предпочитающими жить в своем собственном мире.

Как проявляется аутизм у ребенка: особенности общения аутиста с другими

Ребенок аутист может родиться в любой семье. В данном случае социальный статус, благосостояние и образование родителей не играет никакой роли. В том, что в семье появился необычный ребенок – нет виноватых.

Аутизм считается врожденным состоянием или заболеванием.

В ученом мире до сих пор продолжаются жаркие дискуссии на тему: аутизм – болезнь или расстройство? Однако дискуссионные противники единодушны во мнении, что аутизм — патология, которую нужно лечить.

Как правило, сразу после рождения практически невозможно определить симптомы заболевания. Чуть позднее, после формирования у детей определенных навыков, родители замечают некоторое искажение в восприятии окружающего мира и отклонения в поведении ребенка. Дифференцировать симптомы аутизма довольно сложно, так как они индивидуальны и уникальны.

Поведение аутиста в социуме

  • Первыми признаками аутизма принято считать: отсутствие социальных навыков.
  • Некоторые детишки производят впечатление глухих, так как не разговаривают, а порой и не реагируют на обращенную к ним речь.
  • Малыши привязываются к определенным внешним объектам.При некоторых формах данного расстройства до определенного возраста ребенок развивается абсолютно нормально, но потом постепенно теряет уже приобретенные навыки
  • Поиск уединения, желание пребывания в одиночестве. Поиск одиночества – это тот симптом, который сохраняется у такого ребенка на всю жизнь.
  • Ребенок-аутист постоянно отводит глаза, избегая встречаться взглядом даже с близкими людьми.

По одному из этих признаков нельзя поставить диагноз – аутическое  расстройство. Такой диагноз ставится по совокупности нескольких симптомов. Выявить аутизм у детей до 6 лет помогают специальные тесты.

Статистика утверждает, что из каждой тысячи один ребенок страдает данным расстройством. Однако детей аутистов значительно больше, так как у многих это расстройство протекает в легкой форме и родители не обращаются к врачам.

Они уверены, что стремление ребенка к одиночеству объясняется особенностями его характера. У мальчиков данное расстройство встречается чаще. На возникновение патологии никак не влияет поведение членов семьи.

Поэтому говорить о том, что малыш стал аутистом из-за неправильного отношения к нему отца или матери – нельзя.

Как выявить аутизм у ребенка по поведению, интересам: признаки

Особенности поведения и интересы ребенка-аутиста

  • Мама ласково обращается к малышу – он остается абсолютно равнодушным. На его лице нет улыбки, он никак не реагирует на свое имя.
  • Любая смена привычного жизненного уклада вызывает у ребенка панику.
  • Малыш никак не реагирует на мокрую одежду.
  • Малыш отдает предпочтение определенной цветовой гамме. Например, любит только коричневые игрушки, разрешает надевать на себя только одежду синих цветов и т.д.
  • Малыш никогда не играет со сверстниками, предпочитая игру с вещами.
  • Ребенок постоянно повторяет одни и те же фразы.
  • На любые внешние звуковые раздражители реагирует с заметным опозданием.
  • Отличается вспышками агрессии.
  • Любой объект испытывает на запах.
  • Громкий разговор вызывает агрессию или раздражение.
  • У ребенка нарушено чувство опасности.
  • Аутисты могут причинять себе физический вред.
  • Одним из ведущих симптомов данного расстройства считается нарушение коммуникативных навыков. Детишки, страдающие этим расстройством, начинают значительно позже разговаривать и, как правило, никогда не используют жесты. Некоторые, напротив, зная много слов, попросту их не используют. Они предпочитают взять взрослого за руку и подвести к тому предмету, который им необходим. Более взрослые малыши могут не замечать – отсутствия близких людей в доме.
  • Аутист часами может смотреть на один предмет.
  • Малыш любит длительное время кружиться вокруг своей оси, махать руками, ходить на цыпочках. Эти движения повторяются изо дня в день.
  • Целью игры такого малыша может быть простая расстановка игрушек в один ряд.

Какие нарушения моторики характерны для детей с аутизмом?

  • Моторное развитие у детей аутистов характеризуется нарушением мышечного тонуса, слабым контролем равновесия и отсутствием точности в движениях.

  • Малыши слабо ощущают свое тело в пространстве, поэтому их движения не скоординированы, скованы или вялы. Их походка чаще всего тяжелая и порывистая.
  • Освоить хождение по лестнице для аутистов очень сложная задача.

  • Ребенок никак не может научиться кататься на велосипеде.
  • Ему довольно сложно захватывать и удерживать предметы.

Дети-аутисты, выполняя распоряжение родителей, очень неуклюжи.

Однако если малыш решает что-то сделать сам, он может проявлять самые настоящие чудеса ловкости. Для таких детишек характерна произвольная, спонтанная деятельность.

Детский аутизм: признаки необычной чувствительности

Обостренная чувствительность у детей с аутизмом может проявляться по-разному:

  • Одни детишки – не выносят громкую музыку.
  • Другие – впадают в панику от перспективы переодевания в новую одежду.
  • Третьи – проявляют признаки беспокойства, когда кто-то задевает их волосы.
  • Четвертые – с большим трудом выносят новые запахи.
  • Пятые – впадают в ступор, видя мигающую лампочку.
  • Шестые – не приемлют телесного контакта.

Вследствие гиперчувствительности, детишки с аутизмом очень тяжело переносят любую смену обстановки. Не справившись с обрушившейся на них нагрузкой, они могут потерять контроль над своим поведением.

Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

Почему ребенок-аутист может причинять себе вред?

Многим детям аутистам свойственно «самоповреждающее» поведение. Что это значит? Малыш может начать биться головой об пол, кусать кожу на руке или ноге. Иногда ребенок рвет на себе волосы.

Как правило, аутисты причиняют себе вред в тот момент, когда окружающая обстановка для них становится практически невыносимой. Например, на заднем фоне громко играет музыка, люди смеются, постоянно мигает лампочка и т.д.

Ребенок загнан в тупик, ему плохо и он начинает причинять себе боль, чтобы снять скопившееся напряжение. В данном случае физическая боль является фильтром, позволяющим разрядить обстановку и сосредоточиться на других «болезненных» ощущениях.

Безусловно, малыш в этот момент может нанести себе довольно серьезный вред. Поэтому родители должны как можно быстрее исключить все факторы, провоцирующие самоповреждающие поведение.

У некоторых аутистов отсутствует чувство опасности, их инстинкт самосохранения не срабатывает. У родителей создается впечатление, что их ребенок сам стремится к опасности.

Даже получив негативный опыт, он снова и снова повторяет небезопасные действия. Например, упав однажды с неукрепленной лестницы, он снова на нее взбирается и падает. На следующий день можно с ужасом наблюдать ту же картину.

К счастью, это нарушение у детей встречается не часто.

В основном дети-аутисты наоборот тревожны и очень боязливы. Но, если у малыша отсутствует чувство опасности, родители должны оберегать его и внимательно следить за его передвижениями. Конечно же, если он один раз упал с высокого стула, уберите его от греха подальше. Родители должны помнить, аутисты не распознают и не запоминают ситуации, требующие осторожности.

Как проявляется аутизм у детей: расстройство ЖКТ, нарушение сна, склонность к судорогам, эпилепсии.

Расстройства ЖКТ

В список наиболее часто встречающихся симптомов, сопутствующих аутизму входят расстройства ЖКТ.

Аутисты часто страдают запорами, диареей, воспалениями желудочно-кишечного тракта. Некоторые американские врачи считают, что проблемы ЖКТ негативно сказываются на течении данного заболевания.

Невербальные аутисты не могут объяснить, что их беспокоит, чем существенно затрудняют диагностику.

Проблемы с введением новых продуктов в рацион

Как правило, дети с такими расстройствами предпочитают есть только привычную пищу, в их рацион довольно сложно включать новые продукты. У многих из них отмечается повышенная чувствительность к вкусовым особенностям пищи.

Проблемы со сном

Большинство аутистов страдают нарушениями сна. Они очень часто путают день с ночью, их проблематично уложить спать, зачастую они страдают от бессонницы. Сон их беспокойный и тревожный. Периоды сна у таких детей могут составлять один-два часа.

Склонность к судорогам

Еще одним сопутствующим симптомом данного расстройства являются судороги. Приступы судорог могут возникнуть практически в любом возрасте.

У детей внезапно появляются мешки под глазами, наблюдаются: выраженное мышечное напряжение, подергивание конечностей, судорожные сокращения лицевых мышц. Ребенка мучают довольно сильные головные боли.

С возрастом у больных увеличивается вероятность возникновения эпилепсии. При первых симптомах судорог, необходимо срочно проконсультироваться с невропатологом.
Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/zdorovyj-malysh/priznaki-rebenka-autista-kak-100-ponyat-chto-vash-rebenok-autist.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.