Философские размышления о сексе, желании, любви и бессмертии

Р е ф е р а т

Философские размышления о сексе, желании, любви и бессмертии

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Российский Государственный Университет нефти и газа им. И. М. Губкина

Кафедра философии

на тему :

“ О ФИЛОСОФИИ ЛЮБВИ “

Выполнила:

Пашкевич А. В.

Студентка III-го курса

Факультета права

Гр. ЮР – 98 – 2

Научный руководитель:

Юдина М.Е.

Москва

2001

План:

1. Введение …………………………………………………………… 3

2. Глава I. История философских размышлений о любви ………… 6

3. Глава II. Философский смысл любви …………………………….. 12

4. Заключение …………………………………………………………. 20

5. Список литературы ………………………………………………… 22

Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе.

Забота о других и интерес к ним должен быть подлинным, искренним, в противном случае любовь ничего не значит. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни.

Это свойственно всякой любви.1

Введение

Любовь, это, наверное, одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно это слово содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов.

Из-за любви люди шли на подвиг и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею, кстати, наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека.

Любят Родину и прекрасную идею, дело своей жизни и родных, великое искусство и лучшую на свете женщину …Мое сочинение посвящено раскрытию философского смысла любви между мужчиной и женщиной. Чувства, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, чем держится мир».

Любовь – часть жизни каждого из нас. Любой повторит за художником Ван Гогом : « Я – человек, и человек со страстями. Я не могу жить без любви… иначе я замерзну и превращусь в камень».[1]

А что нас может научить любви ? На очень многое здесь способна древняя педагогическая наука, юная же сексология пытается решать важные, но, так сказать, «технические» задачи.

Любви нас учат жизнь и искусство, сама любовь и философия.

Философия растворена в нашей повседневности, как золото в морской воде; мы повторяем, часто сами того не ведая, великие притчи, суждения, выводы, полученные через десятые руки от мудрецов далекого и недавнего прошлого.

Любовь старше философии, а давнее и исконное их родство подчеркивается самым именем последней, означающим по-древнегречески любовь к мудрости. Исследуя самое глубокое и важное в мире, любовь к мудрости обращается и к любви между мужчиной и женщиной.

Одни философские школы это «восхитительнейшее благо» порою даже обращают в сердцевину всех учений : любовь как отношение между полами становилась иногда в философии созидательницей мира, богом космического творчества, движущей силой биологической и общественной эволюции. Другие философские системы рассматривают любовь как серьезную проблему, но лишь одну из многих.

Третьи вообще считают, что изучение половой любви и любви вообще относится к искусству, а философия этим не занимается.

Я не согласна со вторыми и третьими философскими системами и вот почему: « До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что «тайна сия велика есть»; все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались неразрешенными».[2] Эти чеховские слова – выражение глубокой философичности всякого обращения к любви. Продолжить не завершаемый и не разрешаемый ряд проблем, поставить их под сомнение и обосновать их самим фактом обращения к ним – одна из существенных сторон всякого философского дела, философской культурной работы.

Философский анализ любви – это прежде всего ее рациональное осмысление как источника в человеческом бытии. Любовь предстает первоначалом, сущностью бытийного состояния человека : индивидуального и общественного.

С древнейших времен любовь считалась источником истинно человеческой жизни, т. к. именно она определяла смысл жизни каждого человека, да и судьбу всего человечества. Почему? Да уж потому, что если человек однажды пережил состояние любви, то он не нуждается в каких-либо посторонних разъяснениях и объяснениях.

Он это пережил, испытав силу любви на самом себе. А человек, не «тронутый» любовью, никогда не поймет или поймет не так.

Я считаю, что с точки зрения философии, любовь, являясь одной из самых интимных сторон жизни в становлении и развитии человеческих отношений, выступает также и главной, фундаментальной характеристикой общечеловеческого бытия.

О том, что называется Любовью, вечно размышляли, спорили, спрашивали друг друга и отвечали, снова спрашивали и никогда не находили точного ответа. Уж очень хотелось понять : почему человеку невыносимо жить без любви и как трудно любить.

Разные философские учения, различные религии стремятся понять и использовать в своих интересах эту уникальную способность человека любить. Однако и сегодня она – плохо осмысленная философией область человеческого бытия.

Но любовь – это настолько феноменальная сфера в отношениях в общении людей, формировании их судеб, что философский анализ очень необходим.

А если признать, что тема «человек» действительно ведущая тема во всех мировых философских системах, то проблема человеческой любви может считаться ведущей, определяющей темой для большинства размышлений философов.

Исторически тема любви оказалась связанной с философией, наукой, искусством, моралью и религией. Ведь только в любви и через любовь человек постигает самого себя, свои потенциальные возможности и мир своего обитания.

В своем сочинении я хочу познакомить Вас с историей философских размышлений о любви, показать философский смысл любви и значение этого великого чувства для человечества.

Глава I. История философских размышлений о любви

О плотской любви было известно с самых древних времен из мифов Древней Греции. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории любви. Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности человеческой любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами.

Большинство мыслителей древности считали любовь скорее опасной, чем полезной, видели в страстном стремлении мужчины к женщине прежде всего то, что вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу и беду.[3] Мнения мыслителей о любви в древности расходились не меньше, чем в наше время.

В частности, один из основателей школы киников Диоген Синопский считал, что страстную любовь никак нельзя считать вещью единственной, и потому он объявил, что любовь – дело тех, кому делать нечего, в противовес ему у Эмпидокла любовь рождает гармонию и красоту.

А Платон увидел в любви особую божественную силу, помогающую человеку преодолевать свое земное несовершенство. Любовь сделает человека духовно возвышенным, полагал он. Платон трактует любовные переживания широко и объемно как особую энергию, идущую из Космоса.

Он понимает под ней напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному, это стремление к бессмертию; благодаря ей разрешается величайшее противоречие между смертью человека и бессмертием рода людей и человеческого духа.

«Пир» – тот диалог Платона, где высказана эта мысль – самое знаменитое в истории философии сочинение о любви. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оценить то, что отличает эту строну человеческой жизни от физиологического инстинкта или простого чувственного удовольствия.

Аристотель, великий логик, ищет в любви прежде всего пользы – для человека, семьи, общества. И в семье, например, целью любви полагает дружбу.

https://www.youtube.com/watch?v=Kd67DHc1kpM

Очень близкие к современным взглядам на роль любви в семейной жизни высказывает Плутарх. Он находит в любви и поэзию, освещающую жизнь, и чисто практическую пользу не только для семьи, но и для общества, утверждая : «Эрот лучше тех, кого он связывает, любовь украшает и совершенствует человека …»[4].

В античности, как известно, различали несколько видов любви. Но прежде всего ценили силу и красоту Эрота. Обожествленный Эрос – это внутреннее стремление человека к красоте и силе. Эта любовь одновременно страстная и особо восторженная. Эротическая любовь главным образом проявляется в межполовых отношениях.

Она, как верховная сила, владеет и управляет людьми и человеческими судьбами. Совершенно по-иному осмысливается любовь филос – духовная любовь. У этого вида любви очень большой спектр смыслов и значений: любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь.

Кроме этого, у эллинов были и другие виды любви: агапэ – любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания; филотес – это дружба, привязанность; а адарэ – разумная любовь, уважительное товарищество и многое др. все эти виды любви существуют как вместе, так и раздельно.

Например, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание

Страстной проповедью любви пронизано буквально все христианское учение. Почти все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям.

Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в браке, следовательно, и брак возможен только в любви.

Любовь к ближнему в Новом завете – необходимое условие любви к Богу.

Источник: http://MirZnanii.com/a/228674/o-filosofii-lyubvi

«Интертекст»: Феномен любви в европейской философии. От античности до наших дней

Философские размышления о сексе, желании, любви и бессмертии

Безусловно, то или иное понимание любви в разные эпохи обусловливалось господствующей идеологией. В рамках определенной системы мировоззрения понятие любви могло присутствовать в языке эпохи только отдельными смысловыми гранями.

И все же, как нам кажется, теории любви в европейской философии развивались в русле системы, являющейся результатом деятельности древнегреческих мыслителей.

В качестве одной из характерных черт западного понимания любви можно назвать тенденцию к распаду любви на эрос и агапэ, которая имеет место в философии Платона.

Чтобы избегать недопонимания, древние греки использовали разные термины для обозначения чувственной любви, дружеской симпатии, нежной привязанности и самоотверженной любви. Платон пошел дальше и взглянул на любовь в нравственно-философском ключе.

Платоновское разделение бытия на мир идей и мир вещей распространилось и на любовь, в которой появились две стороны: низкая и высокая, мудрая и безумная, телесная и духовная.

Настоящая любовь, по Платону, представляет собой порыв к бессмертию, стремление из несовершенного мира в совершенный, тоску по Абсолюту.

Тем самым в трудах Платона закладывается фундамент для теории любви, разрабатываемой в работах христианских богословов Средневековья.

Средние века: жертвенная любовь Иисуса

Христианская любовь, заключающаяся в жертве, отказе от себя во имя другого, является условием соединения с Богом. Смысл и значение такой любви лучше всего запечатлено в Нагорной проповеди Христа:

Через земную любовь к ближнему познается любовь духовная, то есть по сути перед нами трансформация платоновских воззрений.

И раннехристианские мыслители, и византийские отцы церкви акцентировали внимание на любви ко всему живому как на возможности познания духовного мира, последней истины и божественной любви. Здесь мы снова обнаруживаем связь с философией Платона, для которого любовь есть тяга к прекрасному, а самое прекрасное – это мир вечных и неизменных идей, абсолютной истины, добра и красоты.

Раздвоенность человека, пребывание его сразу в двух мирах подвигает человека к обретению целостности, а это возможно через любовь: «Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней». Двойственность любви, ее плотское и духовное измерения остаются основным предметом философских размышлений от эпохи Ренессанса и до наших дней.

Ренессанс и Новое время: «Страсти души»

Эпоха Возрождения рассматривает любовь с точки зрения неоплатонизма и гедонизма. Неоплатоник М.Фичино выстраивает вертикальную иерархию видов любви, среди которых любовь равного к равному, низшего к высшему и высшего к низшему. И снова высшей ступенью любви объявляется гуманистическое отношение к другому.

В другом направлении мыслит Д.Бруно, наиболее яркий представитель ренессансного мировоззрения, для которого любовь – это все.

В философии Бруно силен уже знакомый нам мотив познания, только в данном случае оно направлено на Природу, которой приписываются те же атрибуты, что и Богу: вечность, бесконечность, мощь, совершенство.

Новое время внесло свои коррективы в определение любви, подчеркивая психолого-механистическую ее сторону. Любовь по воле Гоббса, Локка, Кондильяка становится всего лишь сильной тягой к приятному, и под приятным подразумевается прежде всего явления материального мира. Если Б.

Паскаль вслед за Августином, утверждавшим, что истинная любовь может быть только к Богу, так же отождествляет любовь с познанием Бога, то Б.Спиноза и Р.Декарт причисляют ее к роду страстей, выраженных в желании соединения с объектом любви, то есть дают ей эмоциональное объяснение. Так, Р.

Декарт в работе «Страсти души» пишет:

Так или иначе при всем разнообразии теоретических моделей любви, все они в итоге сводились к ее разделению на чувственную и духовную (интеллектуальную, «платоническую»).

XVIII – XIX века: любовь «совершенного человека»

Это разделение мы найдем и в работах классиков немецкой идеалистической философии. Так, Кант выделяет любовь практическую (к ближнему, к Богу) и патологическую (половое влечение), в его философии любовь является скорее синонимом долга, моральной обязанности.

У Гегеля любовь приобретает статус абсолютного духа, животворной идеи, для реализации которой требуется философское знание. Следует отметить, что Кант и Гегель экстраполируют выявленные в античности характеристики любви на сферу морали и личности. Категорический императив Канта базируется на характеристиках любви, выявленных Аристотелем и Платоном.

Для Фейербаха любовь играет роль силы, объединяющей мужчину и женщину в «совершенного человека».

Такая трактовка отсылает нас к диалогу Платона «Пир», где рассказывается миф об андрогинах, человекоподобных существах, объединяющих в себе признаки и мужского, и женского пола, что делало их равными по силе олимпийским богам.

Как считают многие современные философы, после немецких классиков ничего принципиально нового по вопросу любви высказано не было, любовь перестали осмыслять систематически, из сложных теоретических построений это понятие перекочевало в философские эссе и афоризмы.

Наши дни: любовь и единение с другим

Сокрушаясь о том, что последние два столетия философы и писатели уделяют больше внимания историям о любви, а не самой любви, Х.Ортега-и-Гассет пишет:

Не случайно такой живой интерес к традиции философского осмысления любви проявил один из самых ярких мыслителей XX века.

В это время тема любви становится одной из самых актуальных, и связано это с зарождением идеологии потребления, утратой личностью целостности, смещением ценностных ориентиров, в результате чего любовь, выступающая условием целостности человеческого бытия, низводится до таких проявлений, как соблазн, флирт, половой акт.

Игнорирование современным западным обществом метафизической природы любви побудило целый ряд авторов восстановить любовь в ее законных правах и снова, подобно грекам, возвести ее на пьедестал. В этом стремлении такие философы, как Х.

Ортега-и-Гассет и Э.

Фромм вполне выступили в роли наследников Платона, писавшего, что «люди совершенно не сознают истинной мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы.

Несмотря на то, что Х.Ортега-и-Гассет движется к пониманию любви в русле европейской интеллектуальной традиции, его не удовлетворяют все существующие на данный момент определения.

Он настаивает на том, что обратить внимание нужно не на многочисленные проявления любви, а на саму любовь как направленность чувств на объект.

В ходе скрупулезного анализа философ находит свое оригинальное определение любви:

Надо признать, что эта формула вмещает в себя не только любовь человека к человеку, но любовь человека к Богу и наоборот. Прежде всего, Х.Ортега-и-Гассет обращает свою теорию против эгоистического способа существования, поскольку главным в стремлении к объекту любви является благо этого объекта, а не удовлетворение своих желаний.

Гуманистическим, христианским пафосом пронизана и концепция Э.Фромма, который видит глубинный смысл любви в преодолении отчуждения через единение с другим.

Только любовь, по Фромму, способна сделать личность максимально открытой миру и одновременно сохранить ее уникальность.

При этом любовь не пассивное любование, не экстаз, не поэтическое воспевание, а всегда конкретное действие: забота, участие, понимание, продуктивное общение, обогащение смыслами.

Человек, по мнению Фромма, может жить в двух режимах: обладания или бытия.

Настоящая любовь возможна только в режиме бытия, когда человек открыт миру и готов делиться с ним своим внутренним содержанием.

Режим обладания, наоборот, изолирует человека от мира, от смыслов, от радостей взаимодействия с другими, что делает его замкнутым и несчастным. В известной работе «Иметь или быть?» Фромм пишет:

Как видно из приведенной выше цитаты, говорить о любви – значит говорить об абстракции, которой нет в реальном мире. Вполне логично, что любви нужно учиться, так как мы имеем дело с конкретной практикой, которую необходимо осваивать.

В качестве самых важных составляющих этой практики Фромм называет активное отношение к жизни и благосостоянию любимого человека, совершение усилий на благо другого, готовность прийти на помощь в сложной ситуации даже в ущерб себе, открытость к познанию и взаимообогащению, умение принимать человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность и не посягая на его свободу.

Упрощенное понимание любви Фромм считает одним из характерных признаков современной западной цивилизации, избравшей в качестве основополагающего принцип обладания.

Без отказа от своей собственнической экзистенциальной сущности человек не сможет реализовать заложенный в нем творческий потенциал, а способность свободно творить и есть, по мнению многих мыслителей, отличительной чертой человека как вида и источником подлинной радости.   

В очередной раз мы имеем возможность убедиться, что и современные трактовки любви проистекают из античного понимания любви как космической связи, объединяющей людей друг с другом и с миром.

Любовь не исчерпывается психологическим переживанием, любить – значит совершать попытку выйти за пределы своего «я», максимально открыться миру и одновременно вместить его в себя, становясь сотворцом бытия.

P.S. хотя, это не точно.

Рекомендуем прочесть:

1. А.Шопенгауэр – «Метафизика половой любви».

2. Э.Фромм – «Искусство любить».

Источник: http://concepture.club/post/obrazovanie/intertekst-fenomen-ljubvi-v-evropejskoj-filosofii-ot-antichnosti-do-nashih-dnej

Любовь: философия. Любовь с точки зрения философии Платона и русской философии

Философские размышления о сексе, желании, любви и бессмертии

Менялись люди и эпохи, и в каждый век по-разному понималась любовь. Философия и по сей день пытается ответить на непростой вопрос: откуда берется это прекрасное чувство?

Эрот

Любовь, с точки зрения философии Платона, бывает разная. Он делит Эрот на 2 ипостаси: высокую и низменную. Эрот земной олицетворяет собой низшее проявление человеческих чувств. Это страсть и похоть, желание обладать вещами и судьбами людей любой ценой. Такую любовь философия Платона рассматривает как фактор, тормозящий развитие человеческой личности, как нечто мерзкое и пошлое.

Эрот небесный, в противоположность деструктивному земному, олицетворяет собой развитие. Он является творящим началом, германизирующим жизнь, в нем проявляется единство противоположностей.

Эрот небесный не отрицает возможный физический контакт между людьми, но на первое место все же выдвигает духовное начало. Отсюда и пошло понятие платонической любви.

Чувства ради развития, а не ради обладания.

Андрогины

В своей философии любви Платон не последнее место отводит мифу об андрогинах. Когда-то давно человек был совсем иным. У него было по 4 руки и ноги, а голова смотрела двумя совершенно одинаковыми лицами в разные стороны.

Эти древние люди были очень сильны и решили поспорить с богами за первенство. Но боги страшно покарали дерзких андрогинов, разделив каждого на 2 половинки. С тех пор несчастные скитаются в поисках части себя.

И лишь те счастливчики, что находят вторую часть себя, наконец получают умиротворение и живут в гармонии с собой и миром.

https://www.youtube.com/watch?v=T4Fmwvf53io

Миф об андрогинах является важной частью учения о гармонии. Любовь человека философия Платона возводит в ряд возвышенных чувств. Но это касается только любви настоящей и взаимной, ведь не может одна из частей целого не любить другую.

Средневековье

Понятие любви в философии средневековья приобретает религиозный окрас. Сам бог ради любви ко всему человечеству пожертвовал собой ради искупления вселенского греха. И с тех пор в христианстве любовь стала ассоциироваться с самопожертвованием и самоотречением. Только так она могла считаться истинной. Любовь к богу была призвана заменить все другие предпочтения человека.

Христианская пропаганда совершенно исказила любовь человека к человеку, она полностью свела ее к пороку и похоти. Здесь можно наблюдать своеобразный конфликт. С одной стороны, любовь между людьми считается греховной, а половой акт – чуть ли не бесовским действом. Но в то же время церковь поощряет институт брака и семьи. Само по себе зачатие и появление человека на свет является греховным.

Розанов

Русская философия любви зарождается благодаря В. Розанову. Он первый обращается к этой теме среди отечественных философов. Для него это чувство является самым чистым и возвышенным. Он отождествляет любовь с понятием красоты и истины. Розанов идет дальше и прямо заявляет, что без любви невозможна истина.

Розанов критикует монополизацию любви христианской церковью. Он отмечает, что это способствует нарушению морали.

Отношения с противоположным полом есть неотъемлемой частью жизни, которую нельзя так грубо отсекать или формализовать продолжением рода.

Христианство чрезмерное внимание уделяет непосредственно половым сношениям, не замечая их духовной подоплеки. Розанов воспринимает любовь мужчины и женщины как единое, родовое начало. Именно она движет миром и развитием человечества.

Соловьев

В. Соловьев является последователем Розанова, но вносит в его учение свое видение. Он возвращается к платоновскому понятию андрогина. Любовь с точки зрения философии Соловьева – двусторонний акт мужчины и женщины. Но он дает понятию андрогина новое осмысление. Наличие 2 полов, так сильно отличающихся друг от друга, говорит о несовершенстве человека.

Такая сильная тяга полов друг к другу, к физической близости в том числе, – это не что иное, как желание вновь объединиться. Только вместе оба пола смогут вновь стать единым целым и гармонизировать себя и пространство вокруг. Именно поэтому так много в мире несчастных людей, потому что очень трудно найти вторую часть себя.

Бердяев

Согласно его учению, пол создает конфликт, разъединяя людей. Части, как магниты, стремятся соединиться и обрести любовь. Философия Бердяева вслед за платоновской говорит о двойственности любви.

Она бывает звериная, это простая похоть. Но она же может вознести на вершины совершенства духа. Он говорит о том, что после массовой христианизации нужно реабилитировать отношение к половой любви.

Преодоление пола и половых различий – это не соединение, а, напротив, четкое осознание функций каждого пола. Только это может открыть творческое начало и развить индивидуальность каждой личности в полной мере.

Именно в любви к противоположному полу и интимной близости четче всего проявляются мужское и женское начало.

Именно любовь связывает тело и дух и в то же время возвышает и поднимает человека на новый уровень духовного развития.

Все же разделение любви на плотскую и духовную не случайно. Чрезвычайное потворство похоти и плоти уже сгубили Древний Рим. Бесконечные случайные сексуальные связи надоели всем. Возможно, именно это и стало причиной столь жесткого отношения к интимным связям в христианской религии.

Понятие “любовь” философия во все времена возвышала и считала основой жизни и развития. Не важно, по отношению к кому эта любовь – к человеку или к высшему существу. Главное, чтобы любовь не подменялась похотью, именно об этом говорят и греческие философы, и наши отечественные мыслители.

Источник: http://fb.ru/article/224047/lyubov-filosofiya-lyubov-s-tochki-zreniya-filosofii-platona-i-russkoy-filosofii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.